Городки

Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из 5 городков, с ограниченной площадки, называемой  «городом», битами с определённого расстояния.

Для игры в городки используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана ниже:

В партии из 10 фигур фигуры ставят и выбивают в следующей последовательности:

  1. «Пушка»
  2. «Вилка»
  3. «Колодец»
  4. «Стрела»
  5. «Артиллерия»
  6. «Серп»
  7. «Пулемётное гнездо»
  8. «Самолёт»
  9. «Тир»
  10. «Письмо»

Городок_фигуры

Все фигуры, кроме фигуры «Письмо», ставят на середине лицевой линии, не выходя за её пределы. Городки устанавливают плотно один к другому без зазоров.

Угловые городки фигуры «Письмо» ставят на внешней линии «города», не выходя за его пределы, так, чтобы в углах образовывались равнобедренные треугольники. Городок, обозначающий марку, устанавливают в центре диагонали, идущей от заднего правого угла «города» до переднего левого (для играющих правой рукой) или в центре диагонали, идущей от заднего левого до переднего правого угла «города» (для играющих левой рукой)..

Фигура «Слон» для играющих левой рукой устанавливается в левой половине «города» в зеркальном отражении.

«Город» — зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м.

«Пригород» — зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей «города». По центру «пригорода» на расстоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят две отметки длиной 20 см для установки на них штрафных городков.

Штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней, называются штрафной зоной. Её засыпают песком или покрывают мелом (из водной суспензии).

Листы, на которых размечаются два «города» с «пригородами», должны иметь размер не меньше 8,0х3,5 м и располагаться строго горизонтально (городок, спокойно положенный в любом месте «города» или «пригорода», не должен самопроизвольно катиться в каком-либо направлении при условии отсутствия каких-либо воздействий на него (ветра, сотрясения площадки).

Боковые линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий «города» с учётом того, что ширина ограничительных линий «города» и боковых линий «пригорода» входят в размеры «города», «пригорода», а ширина ограничительных линий кона и полукона в размеры этих зон не входит .

Порядок проведения игры

  1. Игру начинает команда (участники) правого «города», далее соперники выполняют броски поочерёдно, используя в каждом выходе по две биты.
  2. Состав команды и количество участников, играющих в одном заходе, определяется положением. Очерёдность выхода игроков устанавливает капитан или тренер команды. В одном заходе каждый игрок может выходить один раз.
  3. Все фигуры начинают выбивать с кона. Если выбит хотя бы один городок, то остальные выбивают с полукона. Фигура «Письмо» выбивается только с кона.
  4. После окончания партии команды (участники) выстраиваются вдоль боковых линий «городов» лицом друг к другу и после объявления результата, по сигналу судьи, меняются «городами».
  5. Если перед началом игры в составе команды на два человека меньше, чем необходимо в одном заходе по Положению, команда не допускается к игре.
  6. Игроки обязаны выходить на кон или полукон и возвращаться через боковые линии.
  7. Опоздавший игрок может вступить в игру, уведомив судью, если его фамилия внесена в протокол. Игрок, фамилия которого записана в протоколе, не имеет права покидать площадку без разрешения судьи.
  8. Участники обеих команд во время выполнения бросков должны находиться сбоку от своих «городков».
  9. Игроку запрещается выполнять в одном заходе два броска одной и той же битой.
  10. В командных играх, в решающей партии после выбивания одной из команд фигуры «Артиллерия» команды меняются «городками». При этом до перехода обе команды должны сделать одинаковое количество бросков. Если перед сменой «городов» в решающей партии у игроков осталась одна бита, то после перехода он выполняет бросок одной битой, После перехода команды ставят в своих «городах» очередные фигуры или городки, не выбитые перед сменой «городов» (в том же положении) и продолжают партию. Если игрок команды левого «города» выбил (добил) фигуру «Артиллерия» первой битой, то после перехода он выполняет второй бросок, затем игру продолжает следующий игрок этой же команды.
  11. Команда, играющая неполным составом, выполняет в каждом заходе на два броска меньше. Невыполненные броски считаются «потерянными».
  12. В первом туре личных соревнований главный секретарь распределяет игроков по площадкам по результатам жеребьевки. Во втором туре осуществляется последовательная смена площадок. На каждой площадке игроки распределяются по парам строго по результатам, показанным за два тура, при этом площадки для каждой пары определяются жеребьёвкой. Во втором и третьем турах игроки, показавшие лучшие результаты, выступают последними.
  13. Если один из участников личных соревнований закончил свою партию раньше, то он ждёт, пока соперник закончит свою. При этом ему разрешается выполнить разминочные броски в порядке своей очереди. Если отставшему сопернику на завершение необходимо теоретически не менее пяти бит, то игроки меняются «городами» и оставшийся соперник завершает партию, после чего начинает новую.
  14. Если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснётся бита (или пролетит мимо них), то их устанавливают в прежнее положение, биту возвращают и бросок выполняют повторно.
  15. Если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска, когда бита не коснулась городков, то их восстанавливают в прежнее положение, но биту не возвращают.
  16. Если городок после удара покатился в одну сторону, а потом изменил направление движения на противоположное, то судья откатывает его на то место, с которого он покатился обратно.
  17. Если после удара городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму (более, чем на половине длины) и большая его часть осталась в городе или пригороде, бита возвращается, фигура или положение городка восстанавливаются.
  18. Если у команды, играющей в левом «городе», практически не хватает бит для окончания партии, то игра в этой партии прекращается.
  19. Если игрок играющий левой рукой, сделал промах по фигуре «серп» или «письмо» и при этом не задел ни один городок, то для следующего за ним игрока, бросающего правой рукой, эти фигуры переставляются. И наоборот.

Выбитый и не выбитый городок

  1. Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы «города» или «пригорода» в любом направлении, кроме штрафной зоны.
  2. Городки (городок), выкатившиеся за пределы «города» и «пригорода» и вкатившиеся обратно, считаются выбитыми.
  3. Положение городка, остановившегося рядом с границей «города» и «пригорода» с внешней стороны, судья определяет визуально, глядя сверху по вертикали. Если виден просвет между линией и городком, то городок считается выбитым. В сомнительных случаях рядом с городком на внешней кромке линии ставят вертикально другой городок и, если городки не соприкасаются, — городок считается выбитым.
  4. Положение городка, задевшего при вращении линии «города» или «пригорода», определяется после полной его остановки.
  5. Городок, вкатившийся в «пригород» на расстояние менее 20 см от штрафной линии или выкатившийся за неё, устанавливается на расстояние 20 см от штрафной линии параллельно ей против центра «города», если из фигуры выбит хотя бы один городок. Если таких городков несколько, то они устанавливаются встык друг к другу. Городок (городки), коснувшийся покрытия над штрафной зоной, становится на штрафную отметку. Если из фигуры не выбит ни один городок, то все городки, вкатившиеся в «пригород» на расстояние менее 40 см от штрафной линии, устанавливаются на расстояние 40 см от штрафной линии. Если какой-либо городок, находящийся в «пригороде, мешает» установке другого городка на штрафную отметку, он минимально сдвигается в направлении лицевой линии без изменения ориентировки.
  6. Городки, выкатившиеся в «пригород», но не дошедшие до штрафной отметки, остаются в занятом положении. Во всех случаях, когда существует реальная возможность «штрафного» броска или смещения городков по другой причине, их положение судья обязан отмечать мелом или карандашом.
  7. Городок, подкатившийся к штрафной линии на расстояние менее 40 см при выбивании фигуры «Письмо», ставят на расстоянии 40 см от штрафной линии параллельно ей напротив места, ранее занимаемого этим городком, независимо от количество выбитых городков.
  8. Если выбитый городок, вернувшись в пределы «города» или «пригорода», помешал движению других городков, то положение городков до броска восстанавливаются при этом игроку возвращается бита.
  9. Если два города сталкиваются в «городе» или «пригороде» и после этого расходится, то фиксируется их окончательное положение.

Выигрыш партии и конечный результат игры

Партия считается выигранной той командой, которая выбила меньшим количеством бит все фигуры данной партии. При равном количестве бит, затраченных на выбивание всех фигур, партия считается ничейной. Когда во время игры пропущена фигура, то:

  • если пропуск фигуры обнаружен до постановки фигуры «письмо», то пропущенная фигура становится сразу же после освобождения «города» от городков;
  • если пропуск фигуры обнаружен во время выбивания фигуры «Письмо», то становится пропущенная фигура; броски, произведённые по фигуре «Письмо», считаются «потерянными» и фигура «Письмо» выбивается заново;
  • если пропуск фигуры в личных соревнованиях обнаружен после окончания партии, то к результату партии прибавляется четыре биты за каждую пропущенную фигуру;
  • если нарушение очерёдности выхода игроков или пропуск фигуры обнаружены после окончания игры, то в партии, сыгранной с нарушением и во всех не сыгранных партиях команде, допустившей нарушение, засчитывается поражение, а результат игры определяется с учётом партий, сыгранных без нарушений;
  • если нарушение очерёдности выхода игроков или пропуск фигуры обнаружены до объявления судьёй результата игры, то в партии, сыгранной с нарушением, команде, допустившей нарушение, засчитывается поражение, и игра продолжается.

Игра выиграна одной из команд, если:

  • в игре из трёх партий счёт: 2:0, 2:1, 2,5:0,5;
  • в игре из пяти партий счёт 3:0, 3:1, 3:2, 3,5:1,5, 3,5:0,5; При счёте 1,5:1,5 и 2,5:2,5 соответственно результат игры — ничья.

Также рекомендую ознакомиться с историей игры «Городки» 

Городки: 1 комментарий

Комментарии запрещены.